2019-11-01 28 Просмотров
Прежде чем вылечить болезнь, хорошо бы сначала признать ее существование. Ровно так сейчас и обстоят дела с так называемым сексоголизмом — по крайней мере в России. Попробуем разобраться, стоит ли вообще делать из неуемного сексуального аппетита проблему.
Пустынный Измайловский парк, будний день, из репродукторов звучит фортепиано. Я шагаю по направлению к парк-отелю под символичным в контексте визита названием «Вечный зов».
Здесь принимает Юрий Альбертович Вяльба — психолог с тридцатилетним стажем, биография которого, в частности, включает усовершенствование метода «кодирования по Довженко» и владение техникой «реинкарнационной психологии». При этом он редкий российский психолог, который на сайте собственного Центра психотерапии и психологической помощи сообщает, что работает с проблемой сексоголизма.
Специалисты разделяют собственно сексоголизм, гиперсексуальность и высокую половую конституцию. Отличие второго и третьего явления от первого в том, что оно обусловлено не психическими процессами, а чистой физиологией — работой гипоталамуса и прочими генетическими изменениями, которые к тому же совсем необязательно приводят к проблемам в личной жизни. Причем подвержены им исключительно мужчины; у женщин невоздержанность в сексуальных связях носит чисто психологический характер и вызвана, как правило, вдребезги разбитым сердцем.
Важно понимать, что сам по себе диагноз как в России, так и за рубежом фактически нелегитимен.
Иными словами, Тайгер Вудс и Дэвид Духовны, пытавшиеся избавиться от привычки постоянно изменять женам, не были поставлены на учет в психоневрологический диспансер как больные, например, маниакально-депрессивным психозом. То есть не бывает (ну или пока не выявлено) потомственных сексоголиков, неодолимую тягу к удовлетворению эротических потребностей не фиксируют в медицинской карте, а значит, и получить скидку на тяжелое психическое состояние при судебном разбирательстве не удастся ни условному голливудскому продюсеру, ни депутату Государственной думы, страдающему от постоянного желания трогать журналисток за лобки.
В номере на первом этаже гостиницы почти домашняя обстановка: небольшая комната, три мягких кресла, столик, на котором лежат неподписанные аудиокассеты и стоящий на полу старенький магнитофон фирмы Aiwa, воскрешающий в памяти слова Харви Вайнштейна, оправдывавшего свое поведение старосветскими порядками, при которых ухлестывать за артистками считалось признаком особой доблести. Представительный мужчина в очках рассказывает, что за все годы его практики с одержимостью сексом к нему обратилось всего четыре-пять человек. По его мнению, причина в том, что в общественном сознании эта проблема должна быть адресована скорее сексопатологам, решающим вопросы медикаментозными средствами.
Однако Юрий Альбертович охотно рассказывает недавнюю историю о том, как некая женщина привела к нему на прием своего мужа.
Пациент, имея два высших образования, не видел в своей жизни иных интересов, кроме занятий сексом, — правда, исключительно в компании благоверной.
На этом примере становится ясно, что механика зависимости здесь ровно та же, что и в случае с алкоголиками, наркоманами и, например, трудоголиками. «Суть в том, что человек пытается получать удовольствие не за счет психологических и духовных процессов, а при помощи материальных объектов. Таковыми могут служить еда, алкоголь, секс, компьютер — что угодно». Психолог уверяет, что такая стратегия существования приводит исключительно к деградации, подкрепляя свои слова ссылкой на ведические писания, гласящие, что невоздержанность в сексе в будущих жизнях мутирует в гомосексуализм, зоофилию и в итоге — в каннибализм.
«Находясь в поисках материальных видов счастья, человек тратит энергию, которую мог бы использовать на достижение духовных целей. У человеческой личности есть два состояния: либо она развивается, либо деградирует», — подытоживает Вяльба. В ответ на упоминание знаменитых сексоголиков, доктор невозмутимо парирует:
«Казанова? Не добился ничего в жизни, кроме списка сексуальных побед. Джаггер? Ну научился играть на гитаре, но вы почитайте его биографию — там и гомосексуальные связи, и черт знает что еще. Разве можно назвать это реализацией?»
Вяльба несколько нехотя признает, что да, повышенный тестостерон и генетические изменения вроде увеличения количества мужских хромосом в ДНК могут служить причиной зависимости. Однако человеческое существо все-таки всегда имеет возможность выбора стратегий поведения, а значит, несет ответственность за свои действия. В заключение доктор отмечает, что препаратами, замедляющими сперматогенез (выработку половых гормонов), которые традиционно прописывают сексопатологи, делу здесь особенно не поможешь. «Через какое-то время проблема вернется, поскольку зависимость вызвана психологическими проблемами и решать их надо соответствующим образом». Вяльба говорит, что в США сексоголиков лечат по известной программе «12 шагов», терапию по которой проводят с алкоголиками, наркоманами и прочими подобными больными. На той же программе, включающей «духовную, психологическую и социальную адаптацию», основаны и его методы работы с редкими русскими сексоголиками, поскольку о существовании чего-то вроде собраний анонимных сексоголиков в России доктор не осведомлен.
Между тем в нескольких российских городах действуют представительства международных SA (Sexoholics Anonymous), существующих с конца семидесятых годов.
Попасть на их собрания, однако, задача не из легких. Оставленная мной на сайте заявка на участие в сборе ответа не получает, телефон горячей линии молчит. Хотя, например, собрания московских сексоголиков проводятся каждый будний день и действительно представляют собой классические занятия по системе «12 шагов».
Ведущих здесь нет — их выбирают из числа самих сексоголиков, обычно по количеству опыта. Помимо проговаривания печальных историй (нечто подобное показано, например, в фильме «Бойцовский клуб») занятия включают чтение ключевых для сообщества книг. Таковых три: «Шаги к действию» — описания собственно шагов, которые надо пройти на пути к выздоровлению, а также так называемая «Белая книга» и «Выздоровление продолжается» — два тома историй и житейских соображений, присланных «выздоравливающими братьями». Все книги составлены из переводных текстов, написанных преимущественно американскими сексоголиками. Суть сводится к тому, что достижение «сексуальной трезвости» невозможно без двух факторов: принятия себя таким, какой ты есть, и разворота своей жизни в сторону Бога и веры (двенадцатишаговые программы являются порождением протестантского мира и очень плотно завязаны как раз на протестантской этике, предполагающей аскезу и постоянную работу над собой). Это, впрочем, не мешает проводить собрания в зданиях православных церквей.
При чтении откровений из «Белой книги» в памяти моментально возникает рыдающий герой Майкла Фассбендера из фильма «Стыд» — главной, как ни крути, картины про сексоголизм.
Тогда, в 2011-м, никто не мог представить, что первые лица Голливуда окажутся в центре скандала, а сексоголизм станет одной из самых обсуждаемых проблем. Представить нечто подобное и в России пока невозможно — здесь собрания анонимных сексоголиков выглядят чем-то вроде безобидной секты.
Однако статистика вещь упрямая. По недавним исследованиям, супружеские измены — одна из главных причин разводов в современной России, в которой можно обвинить 75% мужчин и всего 25% женщин. Случай Слуцкого, в свою очередь, по факту — первый большой скандал, в котором фигурирует пресловутое слово «харассмент». Однако по состоянию на данный момент никакого сексоголизма в России нет.
Русские сексологи, которых в достатке в каждом большом городе, в качестве профиля работы указывают импотенцию, снижение либидо и преждевременную эякуляцию.
Психологи и психотерапевты более широкого профиля, в свою очередь, специализируются преимущественно на традиционных видах зависимости — алкоголизме и наркомании (особенно прогрессивные добавляют к ним еще и лудоманию — зависимость от азартных игр). Что же до сексоголизма, то история этой болезни у нас пока носит исключительно теоретический характер, а в качестве средства от необоримого желания распустить руки предлагает в основном старую добрую настойку пустырника.